20 мая - 107 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева.
Жизнь во имя Победы
Есть люди, вся жизнь которых является подвигом. Ярчайший тому пример - Алексей Петрович Маресьев, выдающийся военный лётчик, Герой Советского Союза, ставший прототипом главного героя знаменитой книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». О героическом подвиге, совершенном Маресьевым в годы Великой Отечественной войны, хорошо известно многим и у нас в России, и за её пределами. Но мало кто знает, что главный подвиг всей своей жизни Алексей Петрович совершил уже после войны, в мирные дни…
Родился Алексей Петрович 7(20) мая 1916 года в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии. Ныне это административный центр Камышинского района Волгоградской области. Алексея и двух его братьев, Петра и Николая, воспитывала мать, Екатерина Никитична. Отец Алексея, Пётр Авдеевич Маресьев, прошедший сражения Первой мировой войны, умер от последствий многочисленных ранений, когда мальчику было всего три года. В детстве Маресьев не отличался особым здоровьем, мальчик часто болел и перенес тяжелую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Алексея мучили страшные боли в суставах, и окружавшие его люди думали, что мальчик долго не протянет. Но от отца, которого Алексей практически не знал и не помнил, ему достались в наследство огромная сила воли и упрямый характер.
После окончания 8 классов Камышинской средней школы Алексей Маресьев получил специальность токаря по металлу в местном училище при лесозаводе. Здесь же он начал свою трудовую деятельность. Дважды в это время он подавал документы в лётное училище, но оба раза ему отказывали, ссылаясь на его слабое здоровье. А в 1934 году Камышинский райком комсомола направил будущего Героя на строительство города Комсомольск- на- Амуре. Именно там без отрыва от работы Алексей начал заниматься в местном аэроклубе, наконец то реализовав свою тягу к небу, о котором страстно мечтал ещё с детства.
В 1937 году Маресьева призвали в армию. Сперва он служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, но затем был переведен в 30-ю Читинскую школу военных летчиков, переведенную вскоре в Батайск. Батайское авиационное училище имени А.К.Серова Алексей окончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта и оставшись в нем в качестве летчика- инструктора. Здесь Маресьев и встретил начало Великой Отечественной войны.
Вскоре его отправили на Юго –Западный фронт в 296-й истребительный авиаполк, где 23 августа 1941 года он совершил свой первый боевой вылет в районе Кривого Рога. Время было тяжелейшее. Немцы превосходили наших пилотов в боевом опыте, качестве и количестве авиатехники. Маресьева спасло то, что он был тогда уже опытным лётчиком. Ему не удалось в 1941 году записать на свой боевой счет воздушных побед, но он смог выжить. Выдающийся советский ас Александр Иванович Покрышкин впоследствии говорил, что тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, не знает настоящей войны.
Свой первый немецкий самолет, транспортник Ju-52, Маресьев сбил в начале 1942 года. С марта 1942 года Алексей Маресьев, имевший к этому времени уже 4 воздушные победы, воевал на Северо – Западном фронте. Именно здесь и произошел воздушный бой, который навсегда изменил его жизнь. 4 апреля 1942 года в районе Демянска в воздушной схватке с немецкими истребителями самолет Як-1 Маресьева был подбит и при попытке совершить вынужденную посадку задел за верхушки деревьев и перевернулся. Самолёт упал в глубокий снег, а сам лётчик получил достаточно тяжелые ранения, но остался жив.
Целых 18 суток в неимоверно тяжелых условиях повредивший ступни обеих ног Маресьев ползком по лесам и снегу, питаясь корой и шишками, пробирался к линии фронта. Алексей выжил буквально чудом, а второе чудо случилось с ним уже в госпитале, где на него, умирающего от гангрены, случайно обратил внимание профессор Теребинский, который в итоге и спас ему жизнь.
Ампутация обеих ног, казалось бы, поставила точку в карьере летчика. Однако Маресьев не собирался сдаваться, он принял для себя твердое решение вернуться в авиацию и летать любой ценой. Лежа в госпитале, он узнал о знаменитом английском лётчике Дугласе Бэйдере, который также лишившись в авиакатастрофе обеих ног, смог вернуться в строй и стать асом, сбившим два десятка немецких самолетов. Его пример вдохновил Алексея на борьбу за возможность вернуться в небо и продолжать бить врага, чего в конце концов он и добился. Вот только Маресьев не мог тогда знать, что у нас уже были два лётчика - истребителя, также лишившиеся обеих ног, которые ценой нечеловеческих усилий вернулись в авиацию и стали знаменитыми асами, выдающимися мастерами воздушного боя. Первый из них – летчик 161-го истребительного авиаполка Брянского фронта Георгий Кузьмин, который в ноябре 1941 года в районе Ельца в воздушном бою сбил 2 немецких бомбардировщика, но и сам был сбит. Раненый в обе ноги летчик попал в плен к немцам, но сумел убить конвоира и бежать из плена. С помощью партизан Кузмин был переправлен в советский госпиталь, где ему пришлось ампутировать обе ступни ног, но Георгий уже в марте 1942 года вернулся в строй и добился выдающихся успехов в воздушных боях, защищал небо Сталинграда. К величайшему сожалению, Герой Советского Союза Георгий Павлович Кузьмин погиб в воздушном бою над Донбассом 18 августа 1943 года. К моменту гибели на его личном счету был 21 фашистский самолет. 15 из них он сбил, летая уже без ног…Вторым был летчик-североморец Захар Сорокин. В октябре 1941 года Сорокин таранил немецкий самолет, но и Захару пришлось посадить свой поврежденный истребитель и уже на земле вступить в схватку с экипажем сбитого им вражеского самолета и его собакой, огромным догом. Сорокин сумел уничтожить обоих своих врагов и их пса, но и сам был ранен и вынужден шесть суток ползти 70 километров по заснеженной тундре, отморозив себе при этом обе ноги. Но и лишившись обеих ступней ног, Захар Сорокин вернулся в родной авиаполк и сбил ещё 12 фашистских машин, доведя свой личный счет до 18 побед. Среди наград Героя Советского Союза Захара Артемовича Сорокина был и Орден Британской империи, вручая который представитель английского короля сказал: «Пока у России есть такие люди, она непобедима!» После войны Сорокин работал в Советском комитете ветеранов войны, стал писателем. Всего же, вместе с Маресьевым, у нас было восемь летчиков, летавших и воевавших без ног (семеро летчиков- истребителей и один летчик бомбардировочной авиации). Шестеро из них стали Героями Советского Союза.
Но вернемся к нашему главному герою. Маресьев, преодолев массу медицинских и административных барьеров, также вернулся в строй. В июне 1943 года он был направлен в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 15-й воздушной армии Брянского фронта. Первоначально командир полка подполковник Иванов не давал возможности Алексею летать на боевые задания, сомневаясь в летчике без обеих ног. Помог случай. Однажды командир эскадрильи капитан Числов, заместителем которого являлся Маресьев, взял его себе ведомым в боевой вылет. Несколько последующих удачных вылетов в паре с Числовым окончательно переломили ситуацию, доверие к Маресьеву в полку возросло. В ходе Орловской наступательной операции Маресьев 19 июля 1943 года сбил немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87. На следующий день, 20 июля, во время воздушного боя с превосходящими силами немцев Алексей спас жизни двум советским летчикам, в том числе командиру соседнего 160-го истребительного авиаполка майору Яманову, сбив сразу два немецких истребителя FW-190, которые прикрывали пикирующие бомбардировщики Ju-87. Благодаря этому боевая слава Алексея Маресьева разлетелась сначала по 15-й воздушной армии, а затем и по всему Брянскому фронту. За этот подвиг старшему лейтенанту Алексею Петровичу Маресьеву 24 августа 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. В 63-й Гвардейский истребительный авиаполк зачастили корреспонденты со всей страны, в числе которых был и Борис Полевой, автор будущей книги «Повесть о настоящем человеке». Но это было немного позже, а пока шли жестокие воздушные схватки над Орлом, Кромами, Дмитровом, Нарышкино, Шаблыкино, Хотынцом. 7 августа в районе Хотынца, у деревни Шишкино, погиб командир 63-го Гвардейского авиационного полка подполковник Иванов (посмертно удостоен звания Героя Советского Союза). Впереди был Карачев. Здесь полк Маресьева летал на сопровождение штурмовиков и осуществление авиационной поддержки наших наземных войск, ведущих жестокие бои на подступах к Карачеву. 15 августа город был освобожден. После окончания Брянской наступательной операции полк Маресьева был переброшен на Прибалтийский фронт. К июню 1944 года Алексей сбил 11 вражеских самолетов, из них 7 – летая уже без обеих ног. В этом же месяце майор Маресьев согласился на предложение стать инспектором – летчиком Управления вузов ВВС. На военной службе он находился до 1946 года, пока не вышел в отставку по состоянию здоровья.
В 1948 – 1949 годах Алексей Петрович работал начальником авиационной подготовки 1-й Московской спецшколы ВВС, ликвидированной в 1955 году. В послевоенное время, отчасти благодаря ставшей хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, Маресьев стал очень известен, его приглашали на многие торжества, часто организовывали встречи со школьниками: пример Алексея Петровича широко использовали для воспитания молодого поколения. В 1952 году Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 году защитил кандидатскую диссертацию по истории. В сентябре 1956 года Алексей Петрович Маресьев стал ответственным секретарем Советского (а позднее Российского) комитета ветеранов войны и военной службы. Он находился на этом общественном (но по- своему также боевом посту) до последних дней своей жизни.
В годы войны Маресьев совершил подвиг воинский, а послевоенные годы его ждал подвиг гражданский, без преувеличения ставший главным делом всей его жизни. Дело в том, что с 1947 года День Победы 9 мая перестали отмечать, его сделали обычным рабочим днем и День Великого Всенародного Подвига, стал отходить на задний план и постепенно забываться. Многие считали это недопустимым и тихо роптали, не смея выступить против власти…
Но нашелся человек, не побоявшийся открыто заговорить об этом с властями и им стал именно Алексей Петрович Маресьев! 17 апреля 1957 года Маресьев обратился с письмом в ЦК КПСС с предложением отметить 9 мая торжественными мероприятиями по всей стране. Наступили годы напряженной борьбы, обивания правительственных порогов. Многие считали, что это не под силу сделать Советскому комитету ветеранов войны и военной службы, но Маресьев не сдавался, ибо он боролся за память о Великом Подвиге, которую было нужно увековечить и передать потомкам. И, наконец, свершилось! День 9 мая 1965 года был объявлен всенародным праздником и нерабочим днем. В этот день, впервые с 1945 года в Москве прошел военный парад в честь Дня Победы, а без пяти минут семь часов вечера по Всесоюзному телевидению и радио была объявлена Минута молчания в память о миллионах погибших в годы войны. Объявлена она была по инициативе Советского комитета ветеранов войны. Через два года, 8 мая 1967 года в Москве был открыт самый известный воинский мемориал в нашей стране – Могила Неизвестного солдата у Кремлевской стены, инициаторами создания которого были Алексей Петрович Маресьев и писатель Сергей Смирнов.
Столь же упорно и настойчиво бился Маресьв и за обеспечение условий достойной жизни для ветеранов и инвалидов войны. Им вернулись и были расширены отмененные было льготы, а инвалидам войны стали выдавать легковые автомобили со специальным управлением, введенные по настоянию Алексея Петровича. За их интересы он стоял до конца своих дней. Это была настоящая война - война с косностью и самодурством чиновничьей бюрократии, с ее порой наплевательским отношением к проблемам людей, отдавших свои силы и здоровье во имя нашей Великой Победы. Порой доходило до вопиющих по своему безобразию и цинизму случаев. Однажды Маресьев по служебным вопросам записался на прием к тогдашнему мэру Москвы Гавриилу Попову, пришел к нему, просидел в ожидании в приемной московской мэрии несколько часов, но Попов наотрез отказался его принять без всякого на то объяснения!
В последние годы жизни здоровье Алексея Петровича сильно ухудшилось – сказывались последствия фронтовых ранений, бесконечной борьбы послевоенных лет и далеко не безоблачной семейной жизни…И опять не обошлось без чиновничьей подлости – Маресьева, уже с трудом передвигавшегося, лишили полагавшегося ему служебного автомобиля. Но он продолжал бороться, создав свой Региональный общественный фонд А.П.Маресьева «Инвалиды Великой Отечественной войны». Это было последнее дело его жизни, которую без всякого преувеличения можно назвать жизнью во имя Победы. За нее он сражался на фронте, за память о ней боролся в мирные дни…
Кроме медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, Маресьев был награждён также двумя орденами Ленина (1943, 1986), орденами Боевого Красного Знамени, Октябрьской Революции, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Дружбы народов, Почёта, «За заслуги перед Отечеством» 3 степени. Дружбы и др., орденами и медалями иностранных государств.
Алексей Петрович - Почетный Гражданин городов Камышина, Комсомольска-на –Амуре, Орла, а также болгарского города Стара –Загора. Полковник (1978), Депутат Верховного Совета СССР 12-го созыва (1989-1991гг).
Умер Алексей Петрович Маресьев 18 мая 2001 года в Москве в результате инфаркта. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
P.S.Часто бывает так, что человек, ставший прототипом книжного персонажа, в жизни не дотягивает до созданного писателем образа. Однако Маресьев - живой пример обратного. Он всей своей жизнью доказал, что книга «Повесть о настоящем человеке» - не красочный миф, а реальная история, которая рассказывает о выдающемся мужестве и непревзойденной силе духа этого человека, ставшего поистине живым символом нашей Великой Победы.
На фото(сверху вниз): А.П.Маресьев, Г.П.Кузьмин, З.А.Сорокин.